Встречайте Новое поколение

Москва

Формируя будущее отрасли

Какой вид примет транспортная отрасль завтра? Возможно, ответ на этот вопрос дадут ученые Лаборатории комплексных транспортных исследований (ITRL) при Королевском технологическом институте KTH в Стокгольме.

Для стороннего наблюдателя место базирования лаборатории ITRL выглядит весьма странно — как простой гараж в пригороде Стокгольма. Но за дверями этого непритязательного здания находится высокотехнологичная исследовательская площадка, на которой ведется активная научная деятельность. Внутри по будущим дорожным полосам движутся модели грузовиков, и везде слышны негромкие разговоры о текущих проектах. Именно здесь разрабатывают и тестируют концепции транспортных решений завтрашнего дня.

Лаборатория ITRL является совместной инициативой Института КТН и Scania. Она объединяет исследователей из различных областей для работы в тесном контакте с бизнес-сообществом и проведения исследований, которые могли бы решить связанные с транспортом глобальные экологические проблемы. В 2014 году Scania стала основным источником финансирования ITRL, и проекты, которые до этого в целом касались транспортных средств, были переориентированы на решение серьезных проблем современного общества.

Целостный взгляд на транспортную систему

Ульф Седер (Ulf Ceder), старший менеджер отдела поддержки исследований и разработок Scania, руководит созданием будущих транспортных решений. «Харальд Луданек, руководитель отдела исследований и разработок компании Scania, видит большие перспективы в переносе центра внимания ITRL на системные решения, — говорит Седер. — Scania придерживается целостного взгляда на развитие транспортной системы, в которой различные виды транспорта, инфраструктура, деятельность законодателей и бизнес-модели — все связаны друг с другом. Мы не можем создать такие решения только своими силами, но можем сделать это в сотрудничестве с заказчиками, городами и другими партнерами».

С тех пор лаборатория добилась значительного прогресса, и шесть месяцев назад шведский телекоммуникационный гигант Ericsson также решил стать партнером ITRL. Scania и Ericsson совместно планируют вложить в развитие лаборатории 7,5 млн евро в течение семи лет. Институт КТН и другие инвесторы сделают эквивалентные капиталовложения.

Петер Георен (Peter Georén), глава ITRL: «Через семь лет мы станем важнейшей в Европе платформой транспортных исследований на основе системного подхода. Мы планируем реализовать комплекс проектов на сумму 20 миллионов евро и принять под свою крыло около 400 исследователей в сфере транспортных решений института КТН».

Исследовательская деятельность KTH в настоящее время концентрируется вокруг четырех разных научно-исследовательских программ: эффективные грузовые перевозки в городских условиях, автоматизация и мультимодальные грузовые перевозки, автоматизация общественного транспорта и следующее поколение легковых автомобилей.

Необходимы долгосрочные стратегии

Внутригородские транспортные операции — одна из самых актуальных проблем для всех стран мира. Количество автомобилей на дорогах неуклонно растет. По прогнозам, к 2030 году это число превысит отметку в два миллиарда. Это прямое следствие глобальной урбанизации. По оценкам ООН, к 2050 году более 20% населения мира будет жить в городах. В результате необходимы новые, долгосрочные стратегии, которые обеспечат неизменную целостность системы. Scania рассматривает сотрудничество с ITRL как центральный элемент в поиске новых решений.

Объясняет Ульф Седер: «Города в основном ищут решения, способные снизить все более крупные затраты по устранению последствий перегруженности. Поэтому идея Scania состоит не в том, чтобы продавать еще больше грузовиков. Мы должны предлагать городам правильные решения для их проблем. С нашей стороны, это подразумевает иной, более сложный подход к ведению бизнеса с привлечением других участников».

Седер продолжает: «Среди проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, это колоссальный объем отходов, порождаемый транспортной системой. Это также неполная загрузка транспорта и неэффективное использование возможностей инфраструктуры. Проблему такого масштаба мы не можем решить сами, но в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами наши знания в области логистических потоков и модульный подход принесут пользу как Scania, так и обществу. Это важная часть нашей работы в области устойчивого развития».

«Scania станет лидером устойчивой транспортной отрасли»

Когда научные круги, обладающие необходимыми знаниями, мир корпораций, стремящийся к прибыльности бизнеса, и общество со списком потребностей объединят усилия, чтобы построить решения для общих проблем, то результаты могут иметь чрезвычайно большой потенциал. Взаимодополняющий опыт в транспортном секторе компаний Scania и Ericsson и появление технологии сетей пятого поколения позволяют создать уникальный испытательный полигон.

«Scania станет лидером устойчивой транспортной отрасли, и мы достигнем этой цели, если будем активно действовать, — говорит Ульф Седер. — Мы можем внести свой вклад в виде знаний и решений, которые обеспечивают необходимые условия для улучшения состояния окружающей среды, повышения эффективности транспорта, а также создания новых бизнес-возможностей для нас, как компании. Это обоюдовыгодная ситуация».

ОТДЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Проект Connected Mobility Arena (CMA), Стокгольм

Исследуя возможности интеллектуальных транспортных услуг, поставляемых посредством сетевых технологий, Scania, КТН, Ericsson и власти Стокгольма ведут совместную работу над этим проектом, связанным с автоматизацией услуг доставки товаров и общественного транспорта. В районе Чиста, пригороде Стокгольма, идет строительство испытательной площадки, для которой компания Ericsson обеспечивает полное покрытие сетью 5G.

Планируется протестировать транспортные средства с тремя различными уровнями автоматизации, в том числе тяжелую грузовую технику и автобусы для использования в городских пассажирских перевозках. Автомобилями первого уровня управляют водители, и их работа становится более эффективной за счет оперативной информации, получаемой в режиме реального времени. Такие данные могут относиться к текущим уровням доступности или точно сообщать, когда необходимо забирать товары или пассажиров. Цель состоит не только в том, чтобы обеспечить высокую производительность на всех уровнях, но и предложить индивидуализированное обслуживание, а также снизить воздействие на окружающую среду.

В рамках проекта также исследуют полуавтоматические транспортные средства, функционирующие самостоятельно, но их действия контролируются на месте или дистанционно оператором-человеком. Последний уровень включает в себя испытания полностью автоматизированных автомобилей, управляемых программным обеспечением. В настоящее время действуют правовые ограничения на использование автоматизированного транспорта на дорогах общего пользования, но в 2016 году Scania начнет тестирование самоуправляемых автомобилей на закрытых площадках, таких как технологические участки рудников.

Проект Off-peak, Стокгольм

Off-peak — финансируемый из внешних источников (FFI) совместный проект, в том числе с участием института KTH, властей Стокгольма, компаний Scania, Lidl, Martin & Servera и Svebol Logistics (в настоящее время Bring). Проект в первую очередь направлен на изучение перспективности внутригородских грузоперевозок в ночное время для повышения эффективности транспорта, создания новых бизнес-моделей и городского планирования.

«Город Стокгольм дал нам специальное разрешение и снял запрет на движение грузового транспорта в центральных районах города с 22.00 до 06.00. Благодаря этому мы можем выполнять тихие развозные операции в ночное время, исследуя их возможности», — говорит Ульф Седер, старший менеджер отдела поддержки исследований и разработок Scania.

Первые результаты в рамках проектов показывают, что эффективность и степень использования автотранспорта резко возрастают, но при этом во время рейсов водители меньше подвергаются стрессовым нагрузкам.