Удивительное зрелище — информация в реальном времени проецируется прямо на лобовое стекло! Однако это не фантастический фильм, а прототип новейшего автосимулятора Scania, с помощью которого разработчики компании пытаются понять, как должно выглядеть рабочее место водителя в будущем.
«Дзынь! Колонна грузовиков через два километра. Желаете присоединиться?»
В новый симулятор управления автомобилем инженеры Scania внедрили прототип будущего рабочего места водителя. Это помогает Scania получать ценные данные о реакции водителя на разнообразные сигналы и стимулы. Идея состоит в том, чтобы исследовать, какая информация нужна водителю от будущих автономных систем самоуправляемых грузовиков.
«Целью проекта было создание концепции кабины, наиболее оптимальной с точки зрения водителя высокоавтономного транспортного средства. Для этого нам требовался инновационный метод проектирования, а также новаторские средства тестирования», — говорит Стас Крупеня (Stas Krupenia), старший инженер по когнитивному проектированию компании Scania.
Разработка прототипа входит в программу исследовательского проекта MODAS, в котором заняты Scania, Интерактивный институт Объединения шведских НИИ в области информационно-коммуникационных технологий (Swedish ICT), Технологический университет Лулео и Университет Упсалы. Проект частично финансируется за счет правительственной программы стратегических и инновационных исследований (FFI). Он является примером партнерского взаимодействия шведского правительства и автомобильной промышленности, направленного на перспективные исследования и разработку инноваций в автомобилестроении.
В рамках проекта была предложена концепция на базе так называемого «мультимодального» интерфейса. Один из его элементов — это информационный дисплей на лобовом стекле прямо перед водителем. С его помощью водитель легко просматривает подробные данные о положении грузовика на дороге, дорожной ситуации и окружающем транспорте. Водитель также получает информацию об автоколоннах, к которым можно присоединиться, чтобы воспользоваться преимуществами сниженного сопротивления воздуха при движении в составе «поезда» грузовиков.
Другим компонентом мультимодального интерфейса является набор тщательно подобранных звуков, ориентирующих водителя на принятие правильных решений. Чтобы разработать правильные предупреждающие сигналы, которые действительно помогали бы водителю, а не мешали ему, к проекту специально были привлечены звукоинженеры.
«Система не только подсказывает водителю, какие действия предпринять, где затормозить или повернуть, но также предоставляет информацию о дорожной обстановке впереди, к примеру сообщая, что «через 20 минут начнется ливень»», — говорит Йоханна Веннстрём (Johanna Vännström), специалист-разработчик по эргономике Scania.
Исследования Скания в области автономных автомобилей сфокусированы на применении современных и инновационных технологий для повышения дорожной безопасности, а также снижения расхода топлива и выбросов в атмосферу. В будущем использование автоматизированных систем приведет к тому, что роль водителя начнет смещаться от управления автомобилем к контролю над ним.
«Это не означает, что автоматика заменит водителя, наоборот, она потребует от сегодняшних водителей еще более высокой квалификации, — объясняет Йоханна Веннстрём. — Этот проект не ограничивается технологиями. Напротив, он в целом сосредоточен на водителе и его нуждах. Система занимается множеством оперативных задач, в то время как водитель может сосредоточиться на стратегических решениях, таких как прокладка маршрута и доставка груза».
Джеффри Джослин (Jeffrey Joslin) — один из водителей, испытывающих новые системы.
«Для меня как водителя участие в этом проекте — занятие в высшей степени воодушевляющее и увлекательное. Оно дает мне возможность влиять на будущее — мое и моих коллег — и на те средства, которыми нам предстоит пользоваться», — говорит он.