Встречайте Новое поколение

Москва

Глядя в будущее

Удивительное зрелище — информация в реальном времени проецируется прямо на лобовое стекло! Однако это не фантастический фильм, а прототип новейшего автосимулятора Scania, с помощью которого разработчики компании пытаются понять, как должно выглядеть рабочее место водителя в будущем.

   «Дзынь! Колонна грузовиков через два километра. Желаете присоединиться?»

   В новый симулятор управления автомобилем инженеры Scania внедрили прототип будущего рабочего места водителя. Это помогает Scania получать ценные данные о реакции водителя на разнообразные сигналы и стимулы. Идея состоит в том, чтобы исследовать, какая информация нужна водителю от будущих автономных систем самоуправляемых грузовиков.

   «Целью проекта было создание концепции кабины, наиболее оптимальной с точки зрения водителя высокоавтономного транспортного средства. Для этого нам требовался инновационный метод проектирования, а также новаторские средства тестирования», — говорит Стас Крупеня (Stas Krupenia), старший инженер по когнитивному проектированию компании Scania.

Присоединение к «поезду» грузовиков

   Разработка прототипа входит в программу исследовательского проекта MODAS, в котором заняты Scania, Интерактивный институт Объединения шведских НИИ в области информационно-коммуникационных технологий (Swedish ICT), Технологический университет Лулео и Университет Упсалы. Проект частично финансируется за счет правительственной программы стратегических и инновационных исследований (FFI). Он является примером партнерского взаимодействия шведского правительства и автомобильной промышленности, направленного на перспективные исследования и разработку инноваций в автомобилестроении.

   В рамках проекта была предложена концепция на базе так называемого «мультимодального» интерфейса. Один из его элементов — это информационный дисплей на лобовом стекле прямо перед водителем. С его помощью водитель легко просматривает подробные данные о положении грузовика на дороге, дорожной ситуации и окружающем транспорте. Водитель также получает информацию об автоколоннах, к которым можно присоединиться, чтобы воспользоваться преимуществами сниженного сопротивления воздуха при движении в составе «поезда» грузовиков.

Гид по принятию правильных решений

   Другим компонентом мультимодального интерфейса является набор тщательно подобранных звуков, ориентирующих водителя на принятие правильных решений. Чтобы разработать правильные предупреждающие сигналы, которые действительно помогали бы водителю, а не мешали ему, к проекту специально были привлечены звукоинженеры.

   «Система не только подсказывает водителю, какие действия предпринять, где затормозить или повернуть, но также предоставляет информацию о дорожной обстановке впереди, к примеру сообщая, что «через 20 минут начнется ливень»», — говорит Йоханна Веннстрём (Johanna Vännström), специалист-разработчик по эргономике Scania.

От вождения к контролю

   Исследования Скания в области автономных автомобилей сфокусированы на применении современных и инновационных технологий для повышения дорожной безопасности, а также снижения расхода топлива и выбросов в атмосферу. В будущем использование автоматизированных систем приведет к тому, что роль водителя начнет смещаться от управления автомобилем к контролю над ним.

   «Это не означает, что автоматика заменит водителя, наоборот, она потребует от сегодняшних водителей еще более высокой квалификации, — объясняет Йоханна Веннстрём. — Этот проект не ограничивается технологиями. Напротив, он в целом сосредоточен на водителе и его нуждах. Система занимается множеством оперативных задач, в то время как водитель может сосредоточиться на стратегических решениях, таких как прокладка маршрута и доставка груза».

Вклад в будущее

Джеффри Джослин (Jeffrey Joslin) — один из водителей, испытывающих новые системы.

   «Для меня как водителя участие в этом проекте — занятие в высшей степени воодушевляющее и увлекательное. Оно дает мне возможность влиять на будущее — мое и моих коллег — и на те средства, которыми нам предстоит пользоваться», — говорит он.