Встречайте Новое поколение

Москва

Интерактивное общение пользователей-людей и систем автономного управления автомобилем

Scania примет участие в новом международном исследовании, посвященном взаимодействию между пользователем-человеком и автономным автомобилем.

Компания сыграет ключевую роль в разработке целостного подхода к автономному управлению транспортом, которая продлится до 2020 года.

Проект, получивший название ADAS&ME, реализуется в рамках научно-исследовательской программы ЕС с бюджетом в 9 млн евро, в которой принимают участие 30 партнеров из 11 стран мира. Исследование прежде всего призвано изучить интерактивное общение пользователей-людей и систем автономного управления автомобилем.

Научная работа, которая начнется в сентябре, будет проходить под руководством Шведского национального исследовательского института дорожного движения и транспорта (VTI). Наряду с производителем легковых автомобилей Ford и поставщиком систем безопасности для легковых автомобилей Autoliv, Scania станет ведущим участником, представляющим свой сегмент.

Системы мониторинга поведения водителя

В отличие от других проектов в этой сфере, включая собственную колоссальную работу Scania по исследованию решений для систем автономного управления, основное внимание в текущей инициативе уделяется водителю, а именно тому, как он взаимодействует с такими системами. Исследователям предстоит разработать решения, которые в состоянии определять, когда водитель устал, болен или испытывает сильные эмоции, например, гнев, которые могут повлиять на способность к вождению.

В ряд технологий, которые будут испытываться в рамках проекта, входят датчики, способные регистрировать степень расширения зрачков, колебания температуры тела и изменения направления взгляда водителя.

Задача Scania

Scania должна будет представить результаты проекта в рамках одной из пяти ключевых демонстраций. Во время презентационных мероприятий сегмента магистральных грузоперевозок Scania покажет новые решения, позволяющие устанавливать безопасные, эффективные и надежные отношения между водителями и их грузовиками.

Именно человеческий фактор в этой технологии привлекает интерес Стаса Крупениа (Stas Krupenia), специалиста по когнитивному проектированию и одной из центральных фигур в двухлетней подготовке Scania к программе.

«Сегодня у нас есть системы, благодаря которым мы сберегаем топливо, защищаем окружающую среду и избегаем препятствий во время движения, однако человеческая составляющая систем автономного управления автотранспортом до сих пор не была предметом тщательного изучения. Этот проект позволит нам оценить ограничения и возможности в отношениях людей и технических систем».

Водитель должен доверять технологии

Вопрос, неужели суть автономного управления автомобилем состоит только в устранении необходимости в человеческом вмешательстве, Стас переворачивает с ног на голову:

«На взгляд Scania, человек — это главный участник экспертных решений в области автономного вождения. Человек по-прежнему нужен таким системам, и наша цель — обеспечить пользователя усовершенствованными средствами поддержки в момент необходимости».

«Вы должны научиться доверять технологии, которой вы передаете ответственность. При необходимости человек должен будет вмешиваться в работу системы. Но если между системой и водителем-человеком нет адекватного взаимодействия, тогда водитель не сможет полагаться на решение автомобиля и будет вмешиваться в неподходящий или небезопасный момент».

Проект Horizon 2020

У Анны Анунд (Anna Anund), руководителя исследовательского отдела института VTI, перспективность решений для автономного вождения не вызывает сомнения. Проблема в том, как нам понимать и взаимодействовать с ними.

«Дело не в самой технологии. Труднее всего разобраться в том, как технология воздействует на людей», — говорит она.

Финальная демонстрация инновационного решения состоится в 2020 году на испытательном полигоне Idiada и будет знаменовать завершение проекта Horizon 2020.

И как свидетельствуют собственные исследования Scania в области автономных грузовых автомобилей, компания, снова опережая всех, готовится открыть дорогу в великолепный новый мир устойчивого автономного транспорта.