Scania примет участие в новом международном исследовании, посвященном взаимодействию между пользователем-человеком и автономным автомобилем.
Компания сыграет ключевую роль в разработке целостного подхода к автономному управлению транспортом, которая продлится до 2020 года.
Проект, получивший название ADAS&ME, реализуется в рамках научно-исследовательской программы ЕС с бюджетом в 9 млн евро, в которой принимают участие 30 партнеров из 11 стран мира. Исследование прежде всего призвано изучить интерактивное общение пользователей-людей и систем автономного управления автомобилем.
Научная работа, которая начнется в сентябре, будет проходить под руководством Шведского национального исследовательского института дорожного движения и транспорта (VTI). Наряду с производителем легковых автомобилей Ford и поставщиком систем безопасности для легковых автомобилей Autoliv, Scania станет ведущим участником, представляющим свой сегмент.
В отличие от других проектов в этой сфере, включая собственную колоссальную работу Scania по исследованию решений для систем автономного управления, основное внимание в текущей инициативе уделяется водителю, а именно тому, как он взаимодействует с такими системами. Исследователям предстоит разработать решения, которые в состоянии определять, когда водитель устал, болен или испытывает сильные эмоции, например, гнев, которые могут повлиять на способность к вождению.
В ряд технологий, которые будут испытываться в рамках проекта, входят датчики, способные регистрировать степень расширения зрачков, колебания температуры тела и изменения направления взгляда водителя.
Scania должна будет представить результаты проекта в рамках одной из пяти ключевых демонстраций. Во время презентационных мероприятий сегмента магистральных грузоперевозок Scania покажет новые решения, позволяющие устанавливать безопасные, эффективные и надежные отношения между водителями и их грузовиками.
Именно человеческий фактор в этой технологии привлекает интерес Стаса Крупениа (Stas Krupenia), специалиста по когнитивному проектированию и одной из центральных фигур в двухлетней подготовке Scania к программе.
«Сегодня у нас есть системы, благодаря которым мы сберегаем топливо, защищаем окружающую среду и избегаем препятствий во время движения, однако человеческая составляющая систем автономного управления автотранспортом до сих пор не была предметом тщательного изучения. Этот проект позволит нам оценить ограничения и возможности в отношениях людей и технических систем».
Вопрос, неужели суть автономного управления автомобилем состоит только в устранении необходимости в человеческом вмешательстве, Стас переворачивает с ног на голову:
«На взгляд Scania, человек — это главный участник экспертных решений в области автономного вождения. Человек по-прежнему нужен таким системам, и наша цель — обеспечить пользователя усовершенствованными средствами поддержки в момент необходимости».
«Вы должны научиться доверять технологии, которой вы передаете ответственность. При необходимости человек должен будет вмешиваться в работу системы. Но если между системой и водителем-человеком нет адекватного взаимодействия, тогда водитель не сможет полагаться на решение автомобиля и будет вмешиваться в неподходящий или небезопасный момент».
У Анны Анунд (Anna Anund), руководителя исследовательского отдела института VTI, перспективность решений для автономного вождения не вызывает сомнения. Проблема в том, как нам понимать и взаимодействовать с ними.
«Дело не в самой технологии. Труднее всего разобраться в том, как технология воздействует на людей», — говорит она.
Финальная демонстрация инновационного решения состоится в 2020 году на испытательном полигоне Idiada и будет знаменовать завершение проекта Horizon 2020.
И как свидетельствуют собственные исследования Scania в области автономных грузовых автомобилей, компания, снова опережая всех, готовится открыть дорогу в великолепный новый мир устойчивого автономного транспорта.