Встречайте Новое поколение

Москва

Общаться человеку и роботу станет проще

Scania финансирует работу по изучению того, как в процессе производства люди и роботы могут взаимодействовать более эффективно. В перспективе результаты исследования помогут повысить качество продукции, снизить затраты на производство и улучшить жизнь рабочих.

   Фредрик Оре (Fredrik Ore) разделяет видение будущего, в котором роботы и люди эффективно работают рядом друг с другом.

   Работая над диссертацией на базе Scania, Оре изучает возможности применения промышленных роботов в будущем, а также способы расширения их взаимодействия с людьми. При помощи уникального в своем роде программного обеспечения он в состоянии моделировать различные технологические операции Scania, в которых сегодня задействованы люди и роботы.

   «Я хочу создать усовершенствованное рабочее место завтрашнего дня, где роботы и станки будут делать то, что они умеют лучше всего, — рассказывает исследователь. — Объединив в единое целое силу и выносливость роботов с интеллектуальными способностями и адаптивностью людей, мы можем увеличить производительность труда и улучшить экономические показатели Scania».

   Промышленные роботы — это большие, мощные устройства, способные выполнять тяжелую работу. Однако из соображений безопасности современное законодательство запрещает людям работать в непосредственной близости от роботов. В будущем люди и роботы, возможно, смогут работать вместе благодаря интеллектуальным системам защиты, исключающим прямые контакты между роботами и операторами.

   «Подключение видеокамер и датчиков к системе управления робота, возможно, позволит ему и человеку сосуществовать в одном рабочем пространстве», — говорит Оре.

   Исследование Оре предусматривает виртуальное моделирование операций на линии сборки двигателей:

   «На примере линии по производству картеров маховика можно показать, как увеличится производительность в сравнении с применяемыми сегодня ручными операциями, если уменьшить время такта линии на 15 секунд. Это также обеспечит значительное снижение эргономической нагрузки».

Исследование ради лучшего качества

   По словам Оре, его исследование привлекает много внимания со стороны производителей как автомобилей, так и робототехники. Главная причина такого интереса кроется в значительном потенциале этой работы не только в аспекте эргономики и производительности, но и в плане повышения качества изделий. Именно поэтому Scania вкладывает средства в научную работу в этой сфере. Оре пишет свою работу в аспирантуре Innofacture, которая стала совместным проектом Университета Мелардален и восьми крупнейших в стране производственных компаний, в том числе Scania.

   В области моделирования деятельности роботов и людей ведутся и другие исследования. Однако Scania и Оре единственные, кто с использованием компьютерных средств могут визуализировать взаимодействие людей и роботов в виртуальном окружении, одновременно анализируя производительность труда и эргономическую нагрузку. Оре разработал это программное обеспечение при поддержке Исследовательского центра Фраунгофер-Чалмерс в Гётеборге.

   Ученый не думает, что роботы когда-нибудь смогут выполнять всю работу вместо человека. Он больше верит в интеллектуальное и эффективное применение технологий робототехники:

   «Люди должны участвовать в деятельности по созданию ценности, для которой необходима способность принимать решения. Роботы, в свою очередь, должны отвечать за выполнение трудоемких и монотонных задач. Если говорить простыми словами, роботы должны поднимать, а люди управлять».