Встречайте Новое поколение

Москва

Scania на вершине мира

Город Лонгйирбюен, расположенный на отдаленном норвежском архипелаге Свальбард, находится менее чем в 1500 км от Северного полюса. Здесь работает самая северная в мире пожарная бригада, которая круглый год следит за безопасностью этого изолированного поселения с помощью своего небольшого, но хорошо укомплектованного пожарными автомобилями Scania автопарка.

   Лонгйирбюен — административный центр провинции Свальбард и единственное крупное поселение на этих островах. Городок населяют примерно 2200 человек, так что людей на этом архипелаге меньше, чем белых медведей.

   Губернатор Свальбарда поручил пожарно-спасательной службе Longyearbyen Brannvern обеспечивать охрану жизни, здоровья и собственности жителей, а также природы островов. Аварийно-спасательная бригада насчитывает 24 человека, среди которых 3 штатных и 21 внештатный специалист. Все они по вызову должны прибыть на центральную станцию менее чем за 5 минут.

Лучшее оснащение

   Янн-Эгиль Гьерде (Jann-Egil Gjerde) работает заместителем начальника бригады: «Наше поселение довольно уязвимо из-за своего удаленного и изолированного положения. В общем, что бы ни случилось, нам приходится полагаться только на себя. Вот почему наша пожарная бригада должна быть экипирована лучше, чем подразделения в других подобных населенных пунктах».

   Среди крупных поселений ближе всего к Лонгйирбюену расположен Тромсё на материковой части Норвегии. Хотя отсюда при необходимости может прийти помощь, дорога в одну сторону все равно занимает два часа на самолете.

   Как и на остальной части Свальбарда, в Лонгйирбюене царит суровый арктический климат. Город покрыт снегом и льдом большую часть года, кроме четырех летних месяцев, когда температура воздуха поднимается чуть выше нулевой отметки. В условиях вечной мерзлоты не растут ни деревья, ни кусты.

   Закон обязывает носить за пределами города огнестрельное оружие для защиты от белых медведей.

Опасность возникновения пожара

   Воздух в Лонгйирбюене очень сухой, что со временем приводит к существенному повышению пожароопасности всех горючих материалов. Все дома в городе построены из дерева и образуют плотную группу. С востока и запада часто дуют сильные ветры, что увеличивает угрозу быстрого распространения пожара. Именно поэтому большинство зданий в Лонгйирбюене оборудовано датчиками возгорания и дыма, напрямую связанными с пожарной станцией. В этом есть свои преимущества и недостатки.

   «Большинство вызовов касаются людей, которые выпили немного больше, чем следовало, и заснули, оставив кастрюлю на плите или что-то в духовке, — объясняет Гьерде. — Конечно, это иногда сильно раздражает».

   Однако в пятницу 7 декабря 2012 г. вспыхнула крыша местной электростанции, из-за чего пожарной бригаде Лонгйирбюена пришлось совершить самый длительный и самый опасный выезд за все время ее существования. Электростанция является сердцем уязвимого поселения, и если бы она вместе с расположенным поблизости резервным блоком вышла из строя в зимний период, ситуация могла бы стать катастрофической. В таком случае потребовалась бы срочная эвакуация всего населения города на материковую часть Норвегии.

   «Худшего развития событий и представить себе невозможно», — говорит Гьерде.

Поддержка от Scania

   Во время этого пожара бригаде пришлось бороться с огнем на крыше электростанции, т. е. на высоте около 30 метров от земли. После этого сразу было решено приобрести новый пожарный автомобиль с более длинной лестницей. Буквально на следующий год Scania поставила городу третью пожарную машину с 32-метровым подъемником Bronto.

   Еще один потенциально катастрофический сценарий для пожарной бригады Лонгйирбюена — это пожар на борту круизного лайнера «Куин Элизабет II» или других гигантских морских судов, которые летом время от времени посещают Свальбард.

   «Число пассажиров и членов экипажа на борту такого лайнера может достигать 4000 человек, — говорит Гьерде. — У нас есть два вертолета, но в такой ситуации они вряд ли помогут».

   Лонгйирбюен представляет собой компактное поселение, и его дорожная сеть тянется всего несколько километров в каждую сторону от городка, прежде чем затеряться во льдах и снегах. Поэтому когда звучит пожарная тревога, пожарные, не работающие на станции постоянно, могут прибыть туда в течение двух-трех минут и начать тушение уже через 10 минут.

Надежная и удобная в управлении техника

   «Мы живем так близко друг к другу, что нашим пожарным машинам не нужно ездить быстро или далеко, — замечает Гьерде. — Причина, по которой мы решили работать исключительно со Scania, состоит в том, что нам нужны надежные и простые в эксплуатации автомобили. Все 27 членов нашей бригады должны быть в состоянии управлять ими».

   Кроме того, текучка в составе штатных и внештатных пожарных в Лонгйирбюене относительно высока. Ежегодно из бригады уходит 20–25 % ее членов. Тем не менее пожарная бригада имеет хорошую репутацию, и частичная работа в ней достаточно популярна.

   «Мы постоянно вынуждены знакомить новых людей с оборудованием и тренировать их весь год, — говорит Гьерде. — Каждый, кто начинает здесь работать, должен учиться водить наши пожарные автомобили».

   Техника Scania, которую использует самая северная в мире пожарная бригада, включает в себя 32-метровый автоподъемник, автомобиль для перевозки боевого расчета и автоцистерну. У Scania нет дистрибьюторов или сервисных служб на Свальбарде. Когда машинам в Лонгйирбюене требуется сервисное или техническое обслуживание, механики Scania вылетают туда из Тромсё (Норвегия).

Пять фактов о Свальбарде

  • Каждый год полярная ночь длится с 26 октября по 14 февраля. С 14 ноября до 29 января день и ночь практически не различимы.
  • Солнце светит всю ночь с 19 апреля по 26 августа.
  • Весь Свальбард является ледяной пустыней из-за исключительно низкой влажности.
  • В поселении Лонгйирбюен живут представители более 40 национальностей.
  • На Свальбарде располагается ледяная шапка Остфонна — третий в мире по величине ледник после Антарктики и Гренландии.