Встречайте Новое поколение

Москва

Три тягача Scania нового поколения переданы российским клиентам

S500! - такой индекс теперь носят не только легковые Мерседесы, но и дальнобойные Скании нового поколения - три тягача Scania новейшего поколения недавно были переданы российским клиентам.

Наконец-то стартовали продажи в России? Увы, нет. Они начнутся, как и было обещано, в следующем году. А эти три тягача - фирменная акция для увеличения интереса и длительного теста в реальных российских условиях. Опыт их работы, а также данные, полученные в результате эксплуатации десяти тысяч проданных в Европе новых «скамеек», позволят найти и вылечить большинство детских болезней перед официальным стартом продаж в нашей стране.

Двигатель новый — рядный 500-сильный, которого прежде не было в гамме. Он отвечает нормам Евро-5? Да нет, Евро-6, и наклейки на топливных баках требуют использовать дизтопливо с содержанием серы не более 10 ppm (частиц на миллион). На наших заправках о солярке Евро-6 даже не слышали, а у той, что продается, содержание серы иногда в десятки раз выше требуемого!

Но у сканиевского 500-сильного варианта, к счастью, нет системы рециркуляции EGR, чувствительной к сере, — только мочевинная нейтрализация SCR. Так что, в принципе, машины можно заправлять и в России, только хорошим топливом, — что уже подтверждает эксплуатация.

Новые тягачи получили самые преданные клиенты марки: общероссийская компания Траско, выборгский Блейзер и, конечно, питерский Нордленд. Все три машины относятся к семейству S500, оснащены рядными шестерками мощностью 500 л.c., а в их кабинах совершенно ровный пол.

 

Итак, желтый тягач получил крупный перевозчик Траско (у него более 350 Сканий), синий — питерский Нордленд, который возит мороженую рыбу из Норвегии и Дании, а белый — фирма Блэйзер из Выборга.

Покупатели заказали очень большие баки, чтобы можно было не думать о заправке: у Блэйзера — 1100 литров, у Траско — 1370, у Нордленда — все полторы тысячи!

И это далеко не единственное различие машин, несмотря на одинаковый индекс: тем и сильны европейские производители, что собирают грузовики по индивидуальным заказам из разных компонентов, словно из кубиков лего.

Желтый тягач для Траско, несмотря на эффектный цвет, проще других по комплектации: это отчасти связано с тем, что он ездит в основном по России. Бампер здесь черный, а не окрашенный в цвет кабины — что хорошо на наших дорогах с их камнями. Трансмиссионного ретардера-замедлителя, актуального, например, в горах Норвегии, нет — только моторный тормоз. Фары не светодиодные, а галогенные. Но коробка передач, как и у других экземпляров, — «робот» Opticruise. И передаточное число главной передачи трассовое, очень экономичное — 2,92.

Еще здесь есть круиз-контроль, отслеживающий топографию дороги по GPS (причем эта функция уже работает в Московской области), стояночный кондиционер, работающий при выключенном двигателе, и FMS — фирменная сканиевская система управления автопарком. Она позволяет делать массу вещей: руководство может дистанционно отслеживать машины и оценивать действия водителя, сам шофер — например, включать печку-автономку из дома (при помощи программы в мобильнике или планшете) и даже посылать диспетчеру сигнал о нападении, нажав на кнопку в грузовике.

Особенность белой машины — задняя подвеска европейского типа на четырех пневмобаллонах (у других экземпляров — на двух).

Ну а синий тягач самый навороченный, что неудивительно: директор Нордленда Евгения Турутина — любитель эксклюзивных Сканий. В свое время она купила версию Dark Diamond, «темный бриллиант», подготовленную сканиевским придворным дизайнером Свемпой, затем — аналогичный Black Amber, «черный янтарь», и еще тягач с самым мощным в гамме 730-сильным двигателем.

 

И вот теперь у Турутиной одна из первых в стране «скамеек» нового поколения, да какая! Тут и пневмоподвеска по кругу, и дополнительные фары, и даже кофеварка с микроволновкой. Поворотное сиденье пассажира, подготовка под телевизор... А также ­ассистенты водителя: видеоконтроль полосы, адаптивный круиз-контроль и система аварийного торможения перед препятствием. Даже ретардер — и тот не обычный, а отключаемый для пущей экономии.

 

У синего тягача бачок с мочевиной расположен под машиной.

А ящик с аккумуляторами - в заднем свесе.

Среди особенностей машины Нордленда — аккумуляторы в заднем свесе и бачок для мочевины под «брюхом». Аккумуляторы сзади встречаются на тягачах разных марок, но, скажем, на модели DAF XF пластиковые защелки ломаются при неправильной установке крышки.

Можно покритиковать и задний аккумуляторный ящик новой Скании: фиксаторы из тонкого стального прутка, во-первых, имеют довольно хлипкую конструкцию (я с непривычки крутил и так и этак, пока пытался застегнуть). Во-вторых, есть подозрение, что они станут перетирать пластик. И не будут ли уплотнители крышки пропускать воду и грязь?

Бачок мочевины под рамой и вовсе удивил: он подвержен ударам камней из-под колес. Зачем его туда засунули, если справа на раме полно места за топливным баком? Ведь на двух других машинах бачки расположены традиционно ­— сбоку рамы!

Зато крепление боковых обтекателей, по словам водителей, теперь более грамотное и надежное: на машинах предыдущего поколения силуминовые кронштейны привинчены к пластику и через полгода эксплуатации по нашим дорогам ломаются от тряски. А сейчас конструкция другая, без силумина.

Управление моторным тормозом отныне перенесено с пола (кнопку под левой ногой можно было случайно нажать с непривычки) на тот же правый подрулевой рычажок, которым управляется коробка-«робот». 

Есть еще одна особенность - раньше три режима Драйва (экономичный, обычный и мощностной) переключались вращением кольца на том же подрулевом рычажке. А теперь надо нажать кнопочку на баранке. И если включен экорежим, щиток приборов дополнительно подсвечивается зеленым, а если мощностной — синим. Красиво!

Режимы работы коробки в «Драйве» теперь переключаются не подрулевым рычажком, а клавишей на руле.

Когда включен экономичный режим, на панели горят зеленые полоски.

Интерьер — загляденье! Даже для кофеварки место на панели есть.

В синем тягаче есть не только кофеварка, но и микроволновка.

1) Четыре ступеньки — неизбежная плата за ровный пол. 2) Пол ровный, от него до потолка — 207 см.

Хорошо, что под панелью появилось место для бутылки-полторашки. Но вот бутылочка 0,5 л выскакивает из подстаканника с пластмассовыми держателями, например, на стыках мостов: брык — и покатилась по полу. У прежней модели такого не было, там держатели были резиновыми.

Зато тут обрезинена поверхность раскладного столика, кружка стоит как влитая. Жаль, сам столик хлипкий: документы заполнять и то неудобно. Еще можно покритиковать включение света в кабине: ночью не найти нужную кнопку.

Но в остальном — отличная машина, и народ на нее внимание обращает.

Тягач R Streamline прежнего поколения (слева) на фоне новой модели выглядит уже не так эффектно.

Массовые продажи Сканий нового поколения начнутся у нас в следующем году, когда будут сертифицированы версии Евро-5. А три тягача, о которых шла речь, — пилотный проект: за ними будут тщательно следить, чтобы в дальнейшем устранить детские болезни, связанные с эксплуатацией в России. Поэтому и о ценах говорить пока рано, тем более что машины поставлены в лизинг по программе «Скания драйв», куда входят сервисный контракт, страхование, мониторинг, обучение. Но, по словам Турутиной, примерно такая же машина, как у нее, стоит в Западной Европе 125 тысяч евро.

Разумеется, гамма Next Generation Scania (или Next Gen, как называют ее сканиевцы) — это проект на долгие годы: на очереди строительные модели, тягачи с более компактными кабинами, роскошные варианты с двигателями V8.

Ну а российская публика впервые увидит Next Gen на выставке Комтранс в московском «Крокус Экспо» с 5 по 9 сентября.

P.S.

Интересно, что новые Скании, правда с немецкими номерами, засветились в России еще до передачи первым клиентам. Они привезли гоночные машины и скарб одной из команд-участниц серии DTM, этап которой прошел на трассе Moscow Raceway под Волоколамском.