Что необходимо для создания инновационной компании? По мнению Йона Андерссона (Jon Andersson), руководителя отдела Современных систем помощи водителю (подразделение НИОКР компании Scania) и промышленного исследователя Асада Алама (Assad Alam) из отдела Систем комплексной автоматизации транспорта компании Scania, создание компании подразумевает выполнение ряда условий.
Важными компонентами являются поощрение ведения дискуссий и поддержание открытой и благоприятной обстановки, когда каждый может задавать вопросы и думать вне узких рамок. Добавьте сюда разнообразные навыки, которые дополняют друг друга, и способность смотреть на мир немного по-разному, и получится благодатная почва для процветания инновационной мысли.
Как показывает практика, данный метод работает. В конце 2012 года международная медийно-информационная компания Thomson Reuters опубликовала отчет, показывающий, что Scania является одной из 100 наиболее инновационных компаний в мире.
«Когда инженеры и ученые объединяются — особенно, если они принадлежат разным культурам — часто получается настоящий «плавильный котел» творческой мысли, — заявляет Андерссон. — Эти умы могут ставить под сомнение даже то, что компания долгие годы считала истинным, и таким образом стимулировать творческий процесс».
Андерссон приводит в качестве примера адаптивный круиз-контроль — систему, которая отслеживает пространство непосредственно перед автомобилем и помогает водителю поддерживать постоянную дистанцию от движущегося впереди транспортного средства.
«А кто-то спросит, что произойдет, если учитывать большее количество движущихся впереди транспортных средств, — говорит Андерссон. — Так появляются алгоритмы управления автопоездами».
Асад Алам поясняет: «Адаптивный круиз-контроль изначально был разработан, чтобы сделать работу водителя проще и удобнее».
Используя возможности адаптивного круиз-контроля, водители могут оптимизировать дистанции между транспортными средствами на дороге, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
«Умение задавать вопросы позволило использовать также для экономии топлива функцию, изначально предназначенную для создания комфорта», — отмечает Алам.
По мнению Алама сила ученых заключается в абстрактном мышлении и работе с теоретическими моделями.
«Ученые видят не «вещи», а объекты в теоретических моделях, разработанных на основе их знаний о реальности», — говорит Алам.
Например, Алам упоминает сходство между интернет-трафиком и координацией передвижений автопоездов. В обоих случаях рассчитаются временные интервалы между объектами — в данном случае пакетами данных и грузовыми автомобилями, соответственно. Используемые в математической модели объекты могут с достаточной точностью описывать как сеть передачи данных, так и шоссе.
«Одной из сильных сторон работы на стыке науки и промышленности является возможность проверки теоретических моделей в реальной обстановке», — говорит Алам.
Он также видит преимущества в более широкой доступности знаний, характерной для научного мира.
«В промышленности знания, как правило, хранятся в секрете до получения патента, — сообщает Алам. — А в науке знания открыты и часто доступны любому человеку как для изучения, так для применения на практике».
Андерссон также подчеркивает важность шагов на пути от появления мысленного образа к созданию прототипа. Прототип должен восприниматься как готовый продукт, вместе с тем необходимо время, чтобы на пути к созданию прототипа успеть пересмотреть мысленный образ.
«Лучшее, что есть в инновационности — это готовность к переменам, открытость новым влияниям и мужество, чтобы изменить направление развития», — заявляет Андерссон.
«А также смелость пробовать, не боясь провала», — добавляет Алам.